Электрокары стремительно набирают популярность в России ввиду своей экологичности и экономичности. Они подлежат обязательной государственной постановке на учёт.
Процесс регистрации электромобиля в ГИБДД имеет свои нюансы, о которых полезно знать будущему владельцу. В этой статье рассмотрим эти особенности, чтобы сделать процесс оформления более понятным.

Сертификация электромобиля и соответствие стандартам
Все автомобили, в том числе — на электроприводе, должны быть сертифицированы и соответствовать утверждённым стандартам.
Для чего это нужно?
- для защиты потребителей от некачественной и опасной продукции;
- для предотвращения рисков, связанных с возгоранием, поражением электрическим током, другими аварийными ситуациями;
- для повышения доверия потребителей;
- для обеспечения совместимости с зарядной инфраструктурой.
Сертификация электрического автомобиля подразумевает:
- проверку тяговых аккумуляторов, электропривода, систем управления энергопотреблением, зарядных устройств;
- исследование электромагнитной совместимости — во избежание помех для других электронных устройств и воздействия электромагнитных полей;
- диагностику безопасности аккумуляторов — для предотвращения возгорания, взрыва, других опасных ситуаций.
Обязательность сертификации электромобилей устанавливается Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Соответствие требованиям этого документа подтверждается получением Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) или Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Как проводится сертификация?
- Производитель или импортёр электрокара подаёт документы (заявку + документацию) в центр сертификации;
- Специализированная лаборатория проводит обследование электромобиля на соблюдение положений технических регламентов и нормативов;
- Центр сертификации оценивает результаты диагностики и выдаёт/не выдаёт сертификат соответствия.
Необходимые документы для регистрации электрокара
Перед тем, как приступить к регистрации электромобиля, нужно собрать следующие документы:
- удостоверение личности: паспорт гражданина РФ, иной документ;
- нотариальная доверенность — если регистрацией будет заниматься представитель собственника;
- документ о праве владения регистрируемым авто:
- договор купли-продажи/дарения,
- свидетельство о праве на наследство;
- таможенные документы, если машина была ввезена из-за границы (они нужны для подтверждения законности ввоза и уплаты всех таможенных пошлин);
- паспорт транспортного средства (ПТС) или выписку из электронного паспорта (ЭПТС);
- свидетельство о безопасности конструкции ТС (СБКТС) — для электромобилей, ввезённых из-за границы;
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД и свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
- квитанция об оплате утилизационного сбора (при необходимости);
- диагностическая карта техосмотра — для электромобилей старше 4 лет;
- заявление о регистрации — заполняется непосредственно в ГИБДД или заранее в электронном виде через портал Госуслуг.

Обязательное страхование
ВажноФедеральный закон № 174-ФЗ от 08.07.2024 отменил необходимость предъявления полиса ОСАГО при регистрации автомобилей любого типа. Документ вступил в силу 1 марта 2025 года.
Это значит, что для регистрации машины на электроприводе не нужно иметь на руках полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
ОСАГО необходимо, если автомобиль участвует в дорожном движении. Пока машина стоит в гараже/другом месте, не выезжая, она является просто имуществом, поэтому полис «автогражданки» можно не оформлять. В ФЗ № 40, регулирующем страхование машин, в ч. 1 ст. 4 прописано, что владелец обязан страховать свою ответственность при использовании транспортного средства. Трактовку понятия «использование» даёт Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 31 от 08.11.2022 в п. 11: «...понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог, на прилегающих к ним территориях..., на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства».
Следовательно, если машина не перемещается, то она не используется и, значит, не подлежит обязательному страхованию.
Первый же выезд за пределы места стоянки должен осуществляться только с наличием страхового полиса. Его оформление идентично таковому для машин с двигателем внутреннего сгорания. Единственное отличие — расчёт страховой суммы будет вестись не в соответствии с «лошадиными силами», а согласно мощности авто в киловаттах.
Уплата утилизационного сбора
Статья 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 в редакции от 26.12.2024 гласит, что за любое транспортное средство, ввозимое в РФ или сделанное в нашей стране, нужно заплатить утилизационный сбор. Он рассчитывается, исходя из особенностей конструкции ТС и степени его износа. Узнать про оплату утилизации автомобиля более подробно можно из другой статьи нашего блога.
ПримечаниеВ 2025 году льготный размер сбора для физических лиц при условии личной эксплуатации машины составляет:
- 3400 руб. — для авто, произведённых менее 3 лет назад;
- 5200 руб. — для ТС старше 3 лет.
Цель оплаты за утилизацию заключается в:
- обеспечении экологической безопасности при утилизировании автомобиля;
- защите людей и природы от негативного воздействия, возникающего при эксплуатации транспорта.
Кто должен платить?
- Лица, которые ввозят ТС в Россию из-за рубежа — до завершения оформления на таможне;
- Производители автомобилей в РФ — до выпуска их в продажу;
- Лица, купившие ТС, за которое ранее не был уплачен утилизационный сбор (причина не важна).
Кто НЕ обязан уплачивать сбор за утилизацию (п. 6 ФЗ № 89-ФЗ)?
- Физические лица, прибывшие в РФ по программе переселения соотечественников;
- Беженцы и вынужденные переселенцы;
- Сотрудники и члены семей дипломатических представительств, консульств;
- Владельцы авто старше 30 лет с оригинальным двигателем и кузовом.
- Собственники ТС, с выпуска которых не прошло 3 лет, при условии их эксплуатации в Калининградской области;
- При временном ввозе ТС в Россию.

Как зарегистрировать электромобиль?
Регистрация электрокара в ГИБДД аналогична такой процедуре для авто с ДВС. Что нужно предпринять?
- Растаможить автомобиль, если он ввезён из-за границы;
- Подготовить документы (перечень приведён в начале этой статьи);
- Подать заявление в ГИБДД не позже 10 дней с момента покупки ТС. Если не сделать это в обозначенный срок, то будет выписан штраф от 1500 до 2000 рублей.
Как подать заявление?
- На портале «Госуслуги» (при наличии аккаунта). В этом случае заявление подаётся онлайн, выбирается подразделение ГИБДД. Затем заявитель должен лично туда приехать и подать документы без очереди;
- В отделении МФЦ, если у него есть площадка для осмотра ТС;
- В подразделении ГИБДД в порядке живой очереди;
- В салоне, в котором куплен автомобиль;
- Предоставить электромобиль для осмотра сотруднику Госавтоинспекции в установленное время или в порядке очереди.
- Получить госномера и свидетельство о регистрации ТС (СТС).
Оформление льгот
Государство, с целью популяризации электромобилей в России, предусмотрело предоставление их владельцам некоторых льгот:
Субсидию на покупку автомобиля с электрическим мотором.
Чтобы претендовать на помощь от государства, нужно обратиться к авторизованному представителю выбранной автомобильной марки. У него следует оформить заявку на участие в госпрограмме по получению финансовой поддержки. Если по заявке будет принято положительное решение, то заявителю выделят субсидию в фиксированном размере, предназначенную для частичной компенсации стоимости электромобиля.
Бесплатный проезд по платным участкам федеральных автомагистралей для владельцев электромобилей российской сборки.
Эта льгота будет действовать до конца 2025 года и распространяться на трассы М-1, М-3, М-4, М-11, М-12 и А-113 (ЦКАД). Для активации этой привилегии нужно оформить электронную заявку на сайте «Автодор — Платные Дороги», а потом загрузить отсканированные СТС и ПТС.
Льготу при оплате утилизационного сбора, если возникнет такая необходимость.
Это возможно при соблюдении следующих условий:
- личное использование машины;
- ТС не будет продаваться в течение года;
- владелец не будет ввозить другое ТС в течение года.
Регистрация электромобиля — необходимый шаг для его легальной эксплуатации. Следуя советам, приведённым в нашей статье, можно без проблем зарегистрировать электрокар. Перед оформлением следует уточнить актуальные требования в регионе регистрации и подготовить все нужные документы заранее.